Как и почему «работает» психоаналитическая терапия и психоаналитическое консультирование? Наверняка многие из нас задавались этим вопросом – и те, кто уже находится в анализе / терапии некоторое время, и те, кто только начинает свое исследование. Вероятно, многие чувствовали себя «лучше» сразу после сеанса с психологом-аналитиком, обнаруживали изменения в ощущении себя, восприятии внешней реальности, своем поведении или жизненных обстоятельствах спустя некоторое время. Однако, не так-то просто описать «механизм действия» терапевтических сессий. Кроме того, вполне возможно, для каждого из нас «работает» отдельный аспект терапии или консультирования. В общем виде можно сказать, что анализ способствует изменению глубинной психодинамики, улучшает контакт с реальностью и способствует укреплению Я.
Можно попытаться выделить ряд особенностей процесса аналитической работы, обеспечивающих ее «эффективность». Ниже рассмотрены некоторые значимые аспекты, однако, представленный перечень не является исчерпывающим.
Огромное значение имеет так называемый «сеттинг» и его соблюдение. Сеттинг – это набор «правил», которые устанавливает психолог-аналитик для себя и клиента в отношении процесса консультирования. Это неочевидно, но зачастую именно соблюдение правил и их неизменность и постоянство становятся позитивным структурирующим опытом. Особенно актуален данный аспект, если в опыте общения со значимыми людьми у клиента была неупорядоченность, непоследовательность, неясность. Регулярность сессий и неизменность «правил» обеспечивают непрерывность процесса и являются гарантией безопасности терапевтических отношений (такие отношения не прервутся внезапно, психолог не будет пренебрегать временем клиента и будет готов к каждой встрече). Сеттинг привносит опыт стабильности, иногда незнакомый человеку. А психика нуждается в стабильности для нормального функционирования и развития.
Зачастую новым явлением в жизни человека, обратившегося за психологической помощью, является тот факт, что психолог/психотерапевт – слушает. В психоаналитическом терапевтическом процессе в отношениях между клиентом и психологом, как правило, существует «перенос» — это бессознательное перенесение клиентом на психолога опыта взаимодействия со значимыми фигурами из прошлого (связанных с этим взаимодействием эмоций и чувств). Благодаря переносу терапевтическое слушание становится новым опытом в жизни клиента - клиент с привычным опытом «не слушания» его значимыми людьми сталкивается с непривычным поведением «объекта в переносе» по отношению к нему. Проще говоря, значимый для пациента человек наконец его слышит (в переносе).
А тот факт, что психолог помнит всю историю клиента, способствует осознанию ценности своей истории, интеграции (принятию) личного опыта клиентом, формированию целостного взгляда на себя и, как результат, лучшему пониманию себя и своих поступков.
Психолог-аналитик обращается к клиенту как к самостоятельному взрослому человеку – для некоторых клиентов психолога это происходит впервые в психоаналитической работе - спутанные границы и роли зачастую являются единственной реальностью. Такое восприятие психологом клиента способствует формированию более здоровых функциональных границ. Уверенность психоаналитического психолога, что у цельного и самостоятельного человека, каким и является каждый из нас, есть потенциал и хорошее будущее впереди, становится значительным ресурсом для зачастую ослабленного «Я» клиента.
Кроме всего перечисленного, психолог-аналитик делает важную и сложную работу «контейнирования» и «связывания». Зачастую этот опыт был ограничен, или вовсе отсутствовал; эти жизненно важные для психического развития функции становятся доступными, сначала в отношениях с терапевтом, а затем и во внутрипсихическом пространстве клиента благодаря процессу интернализации (присваивания этой функции). Работа аналитического психолога по связыванию аффектов с репрезентациями способствует лучшему пониманию своих эмоций клиентом и позволяет клиенту оценивать внешние ситуации более реалистично, укрепляет связь с реальностью и укрепляет Эго (Я).
Тот факт, что в аналитической психологической работе можно говорить на «запрещенные темы» («табуированные» в семье, в отношениях с партнером или обществе), и разговор при этом останется конфиденциальным, ослабляет внутреннее напряжение и способствует укреплению личных границ клиента.
А уважение со стороны аналитического психолога в терапевтических отношениях способствует формированию самоуважения.
Благотворное влияние в аналитическом терапевтическом взаимодействии оказывает также предложение психологом клиенту, самостоятельно определять для себя, чего бы тот хотел в той или иной ситуации. Аналитический психолог, как правило, не сообщает клиенту своих разумений и не дает советов по обсуждаемой ситуации из жизни клиента. Он «расчищает» пространство для клиента для его самостоятельных искренних желаний и решений. Только таким способом достигается внутренняя согласованность и уверенность.
И, несомненно, отсутствие критики и указаний, как следует поступать, способствует переходу клиента от пассивности к активности, клиент научается (в том числе через интеграцию/интернализацию) делать всё вышеперечисленное для себя самостоятельно, и обретает бОльшую свободу от Бессознательного.
Можно также отметить и другие аспекты психоаналитического терапевтического процесса, которые оказывают благоприятное влияние: поддержка терапевта, сочувствие, процесс отзеркаливания, стабильность, новый взгляд, работа с переносом и защитными механизмами психики и др.
В целом, психоаналитическое консультирование и терапия – это исследование, которое помогает понимать, что стоит за тем или иным явлением в жизни человека. Понимание освобождает. «Мы можем не быть ответственны то, каким образом мир формирует наше сознание, но мы можем научиться брать на себя ответственность за сознание, с помощью которого мы создаем наш мир».
(Ориг. We may not be responsible for the way the World creates our mind, but we can learn to take responsibility for the mind with which we create our World (Dr.Gabor Mate) )
Можно попытаться выделить ряд особенностей процесса аналитической работы, обеспечивающих ее «эффективность». Ниже рассмотрены некоторые значимые аспекты, однако, представленный перечень не является исчерпывающим.
Огромное значение имеет так называемый «сеттинг» и его соблюдение. Сеттинг – это набор «правил», которые устанавливает психолог-аналитик для себя и клиента в отношении процесса консультирования. Это неочевидно, но зачастую именно соблюдение правил и их неизменность и постоянство становятся позитивным структурирующим опытом. Особенно актуален данный аспект, если в опыте общения со значимыми людьми у клиента была неупорядоченность, непоследовательность, неясность. Регулярность сессий и неизменность «правил» обеспечивают непрерывность процесса и являются гарантией безопасности терапевтических отношений (такие отношения не прервутся внезапно, психолог не будет пренебрегать временем клиента и будет готов к каждой встрече). Сеттинг привносит опыт стабильности, иногда незнакомый человеку. А психика нуждается в стабильности для нормального функционирования и развития.
Зачастую новым явлением в жизни человека, обратившегося за психологической помощью, является тот факт, что психолог/психотерапевт – слушает. В психоаналитическом терапевтическом процессе в отношениях между клиентом и психологом, как правило, существует «перенос» — это бессознательное перенесение клиентом на психолога опыта взаимодействия со значимыми фигурами из прошлого (связанных с этим взаимодействием эмоций и чувств). Благодаря переносу терапевтическое слушание становится новым опытом в жизни клиента - клиент с привычным опытом «не слушания» его значимыми людьми сталкивается с непривычным поведением «объекта в переносе» по отношению к нему. Проще говоря, значимый для пациента человек наконец его слышит (в переносе).
А тот факт, что психолог помнит всю историю клиента, способствует осознанию ценности своей истории, интеграции (принятию) личного опыта клиентом, формированию целостного взгляда на себя и, как результат, лучшему пониманию себя и своих поступков.
Психолог-аналитик обращается к клиенту как к самостоятельному взрослому человеку – для некоторых клиентов психолога это происходит впервые в психоаналитической работе - спутанные границы и роли зачастую являются единственной реальностью. Такое восприятие психологом клиента способствует формированию более здоровых функциональных границ. Уверенность психоаналитического психолога, что у цельного и самостоятельного человека, каким и является каждый из нас, есть потенциал и хорошее будущее впереди, становится значительным ресурсом для зачастую ослабленного «Я» клиента.
Кроме всего перечисленного, психолог-аналитик делает важную и сложную работу «контейнирования» и «связывания». Зачастую этот опыт был ограничен, или вовсе отсутствовал; эти жизненно важные для психического развития функции становятся доступными, сначала в отношениях с терапевтом, а затем и во внутрипсихическом пространстве клиента благодаря процессу интернализации (присваивания этой функции). Работа аналитического психолога по связыванию аффектов с репрезентациями способствует лучшему пониманию своих эмоций клиентом и позволяет клиенту оценивать внешние ситуации более реалистично, укрепляет связь с реальностью и укрепляет Эго (Я).
Тот факт, что в аналитической психологической работе можно говорить на «запрещенные темы» («табуированные» в семье, в отношениях с партнером или обществе), и разговор при этом останется конфиденциальным, ослабляет внутреннее напряжение и способствует укреплению личных границ клиента.
А уважение со стороны аналитического психолога в терапевтических отношениях способствует формированию самоуважения.
Благотворное влияние в аналитическом терапевтическом взаимодействии оказывает также предложение психологом клиенту, самостоятельно определять для себя, чего бы тот хотел в той или иной ситуации. Аналитический психолог, как правило, не сообщает клиенту своих разумений и не дает советов по обсуждаемой ситуации из жизни клиента. Он «расчищает» пространство для клиента для его самостоятельных искренних желаний и решений. Только таким способом достигается внутренняя согласованность и уверенность.
И, несомненно, отсутствие критики и указаний, как следует поступать, способствует переходу клиента от пассивности к активности, клиент научается (в том числе через интеграцию/интернализацию) делать всё вышеперечисленное для себя самостоятельно, и обретает бОльшую свободу от Бессознательного.
Можно также отметить и другие аспекты психоаналитического терапевтического процесса, которые оказывают благоприятное влияние: поддержка терапевта, сочувствие, процесс отзеркаливания, стабильность, новый взгляд, работа с переносом и защитными механизмами психики и др.
В целом, психоаналитическое консультирование и терапия – это исследование, которое помогает понимать, что стоит за тем или иным явлением в жизни человека. Понимание освобождает. «Мы можем не быть ответственны то, каким образом мир формирует наше сознание, но мы можем научиться брать на себя ответственность за сознание, с помощью которого мы создаем наш мир».
(Ориг. We may not be responsible for the way the World creates our mind, but we can learn to take responsibility for the mind with which we create our World (Dr.Gabor Mate) )